О традиции

Сиддхи – это мастера, достигшие освобождения последней ступени. В целом, сиддхи являются пан-индийцами и их тексты охватывают духовные переживания, Тантру (мистическое искусство), Кундалини-йогу (йогу пробуждения), Хатха-йогу (физические позы), Сару, или Пранаяму (дыхательные упражнения), Мантры (гимны), Янтры (астрономические диаграммы), Марутува (медицину), Кайякальпу (науку долголетия) и другие методы практической подготовки для достижения Сиддхи, или совершенства, окончательного спасения в этом материальном теле.

18sidhhars

Анализ корневых слов сиддхаров был сделан различными исследователями, как Шри К. В. Рамакришна Рао и д-р. Т. Н. Ганапати. Слова, по-разному используемые в английском языке как западными, так и индийскими учеными, – Сиддхи (Siddhas), Сиддхары (Siddhars), Ситтар (Sittar) и Читтар (Cittar) – имеют конкретные специфические оттенки в тамильском языке. Сиддхи (Siddhas) означает «утонченное монотеистическое вероучение». Сиддхары (Siddhars) – «совершенные, или реализовавшие себя святые». Ситтар (Sittar) предполагает эксперта в оккультизме, алхимии и прочем с помощью магии или божественной силы. Читтар (Cittar) ассоциируется с этим же, однако, проявляющим такие силы с помощью ума. Можно отметить, что дифференциация возникает из-за понимания и интерпретации тамильских слов сиддху (siddhu – чудо, сверхъестественное представление, и пр.) и читту (cittu – связанное с умом и ментальными силами).

Чит (Cit) = принцип универсального интеллекта или сознания;

Читтам (Cittam) = относящееся к уму, подсознание;

Сиддх (Siddh) = реализованный, совершенный, таким образом Сиддха (Siddha) – совершенный йогин;

Сиддхи (Siddhi) = совершенство, постижение, психическая сила;

Сиддханта (Siddhantam) = установленный принцип или доктрина.

Шваташватара-упанишада отмечает, что сиддхами являются те, кто обладает от рождения «сверхчеловеческими» способностями, а также «знанием и беспристрастностью к миру».

Согласно оккультным учениям, однако, сиддхары – это Нирманакайя, или «духи» – в смысле индивидуального или сознательного духа – великих мудрецов из сфер более высоких обителей, чем наша собственная реальность, которые добровольно воплотились в смертных телах, чтобы помочь человеческому роду в своём восходящем прогрессе. А, следовательно, воплотились они вместе с их врожденными знаниями, мудростью и силой. Сиддхары – это святые святых на земле, они как небесные йоги на небесах, потому что их предводитель – Бог Муруган, тот, кто контролирует их. Стоит отметить, что Муруган считается Богом тамилов, а также божеством, с которым связано большинство сиддхаров.

Произведение Тирумандирам сиддха Тирумулара определяет четыре типа духовных высот. Это «Saalokiyam» – «обитающие в божественном плане», «Saameeppiyam» – «обитающие рядом с богом», «Saayujyam» – «достигнувшие божественной формы», «Saayujyam» – «соединившиеся с Предельным аспектом Бога, или конечной реальностью». Этот этап называется сиддхи (Siddhi), и те, кто достиг его, называются сиддхарами (Siddhars) – нитья-муктами. На них не влияет причинно-следственная связь кармы, и они возвысились над своим эго.

Святой Тирумулар говорит, что тот, чей ум прозрачен и ясен как океан без волн, и есть Сиддх. Традиционно Сиддхи Южной Индии ведут свое происхождение от Шивы, которого тоже называют Сиддхом.

Сакральное число 18

Существуют разные мнения по поводу общего количества сиддхаров, а также личности того, кто составил самую известную классификацию 18 Сиддхаров.

В Вишну-пуранах отмечается 88 000 сиддхаров. В буддизме их количество указано равным 84. Обычно выделяют девять Натха-сиддхаров, а тамильские сиддхары обозначаются как Восемнадцать Сиддхаров. В текстах сиддхов число 18 имеет особое значение, так как это число обозначает символ жертвы человека. Органы чувств и ум должны быть приведены в состояние, когда они способны понять истинную природу. Интересно отметить, что в китайском эпосе также говорят о восемнадцати лоханах, или архатах.

Согласно словарю Доусона по индуистской мифологии, сиддхары эквивалентны магам Европы, т.е. людям, которые стремились к духовному благополучию или духовному совершенству, чтобы достичь высшей цели жизни. В нем говорится, что их порядка 70 000 – 80 000 в целом.

Сверхъестественные способности

В Южной Индии эти святые, или божественные персоны, наделены сверхъестественными способностями, которые называются Аштамахасиддхи:

1. Способность уменьшаться до бесконечно малого размера
2. Способность неограниченно расширяться
3. Левитация или способность подниматься в воздух
4. Способность присутствовать в любом месте
5. Свобода воли или способность преодолевать естественные препятствия,
6. Способность творчества или управления внешним миром
7. Господство над всем сотворенным
8. Дар исполнения желаний, способность достичь всего желаемого или достижение состояния не-желания

Турумулар описывает эти сиддхи в стихе 668 произведения Тирумандирам.

Термин сиддхи часто отмечается в различных индийских текстах. Тирумандирам также обозначает сиддхи как сверхъестественные способности. На языке Пали они называются иддхи, а в тибетских текстах это соотносится с куру-па, в Дзен-буддизме это называется сатори, и в Йога-сутрах Патанджали это опять называется сиддхи. Патанджали также выделил 4 вида сиддхи: получаемые при рождении он назвал janmaja siddhi, приобретаемые через лекарства, химические вещества – oshadhija siddhi, приобретаемые через повторение мантр – mantraja siddhi, достигаемые через тапас он назвал tapoja siddhi, а через самадхи — samadija siddhi.

Конечная цель сиддхов

Сиддхи указывают на обретение йогом той степени внутреннего развития, которая позволяет ему достичь конечной цели – освобождения. Истинный Сиддх не ограничен рамками атеизма и веры. Сиддх – свободный мыслитель и революционер, не позволяющий себе попасть под влияние догмы, писания или ритуала. Один из Сиддхов сказал: «Сиддх – тот, который сжег шастры». Это высказывание не надо принимать буквально, но именно в том смысле, что мудреца «ведут не Веды». Сиддх – это человек, достигший ступени самореализации, где он более не связан предписаниями шастр, выйдя даже за рамки Вед. На этой ступени потребность следовать шастрам отпадает, поскольку между переживанием и словами, его описывающими, всегда существует расхождение. Искать просветления в словах и идеях подобно ожиданию того, что рассказ о пище сможет накормить голодного. Одно лишь описание никогда не передаст опыта. Все шастры, Веды, Пураны и различные религиозные секты ограничивают людей своими рамками. Истина же является прочувствованным переживанием и ни одна шастра не может ее передать полностью. «Лицезрение фрукта на дереве не означает его осязания. Разве болезнь уходит при виде врача?».

Сиддх наслаждается совершенным блаженством, даже находясь в своем физическом теле, к которому он относится как к своему самому лучшему посреднику в познании высшей Истины. Примечательной чертой Сиддхов стало полное отсутствие культа поклонения божеству – они не монотеисты, поклоняющиеся одному местному богу. Ни один настоящий Сиддх в Тамил-Наду, включая Тирумулара, не преклонялся перед каким-либо божеством или личным богом – черта, отличающая Сиддхов от других святых, как, например, тамильских Вайшнавов или святых Шайвы. Тирумулар отзывается о Сиддхах как о тех, кто не ступал по тропе ни одной из (сектантских) религий.